Несколько лет назад польское издательство Forever Entertainment раздобыло у японских коллег права на создание ремейков известных игр 90-х годов прошлого века. После первых частей Panzer Dragoon и House of the Dead от SEGA, которые комплексными проектами сложно назвать, студия взялась за тяжеловеса — первую Front Mission. Это лишний раз хорошо характеризует наплевательское отношение Square Enix к серии.
Теперь пришел черед продолжения, которое никогда ранее официально не выбиралось за пределы Страны восходящего солнца. И это, пожалуй, самое привлекательное в Front Mission 2: Remake.
Через несколько лет после событий первой части в одном из государств военного альянса Австралии, Океании и некоторых стран Юго-Восточной Азии OCU (знакомый по оригиналу блок обеих Америк USN на этот раз в заварушке не участвует) происходит военный переворот. Размещенные на территории Алордеша силы OCU оказываются моментально разгромлены повстанцами.
Немногие выжившие сбиваются в небольшие отряды и пытаются прорваться к границе. К несчастью для них, выясняется, что переворот лишь выступает ширмой для куда более серьезного заговора.
До 2020-х годов в Европе Front Mission была доступна только в виде культовой ролевой тактики Front Mission 3, посредственного боевика Front Mission: Evolved и откровенно мусорной поделки Left Alive. Если вы знакомы хотя бы с одной из этих игр, то примерно представляете, о чем идет речь: не столь отдаленное будущее разделенной на враждующие фракции Земли, в котором танки и бомбардировщики еще не списаны в утиль, но уже выступают лишь в качестве поддержки огромным шагающим машинам "ванзерам", оказалось очень оригинальной и запоминающейся декорацией для тактической RPG.
Front Mission 2 в этом смысле выгодно отличается от предшественницы. За редчайшими исключениями в вашем отряде нет случайных людей (вроде домохозяек), а потому происходящее чуть меньше похоже на цирк.
Мы в основном управляем людьми военными, с опытом и какими-то планами. Впрочем, движения наших подопечных по карте иногда несколько хаотичны, а сценарий частенько сбивается на мелодраматизм в духе "Знаете этого гада? А ведь он когда-то любил минировать места, где могут ходить мирные жители. Мы его поймали и посадили за это в тюрьму, а он сбежал и опять минирует места, где могут ходить мирные жители. Вот же ж сволочь! На сей раз не жди пощады! Мы тебя просто убьем!" Вишенка на торте — один из ключевых злодеев, который регулярно появляется в новой боевой машине, получает по голове и убегает за край карты, карикатурно угрожая в следующий раз уж точно показать нам кузькину мать.
Поначалу у нас аж три отряда, каждым из которых руководит конкретный человек, вот только ни одного из них нельзя назвать полноценным главным героем. Все мелковаты и одномерны, хотя это и простительно для игры почти 30-летней давности. Эш и Лиза просто никакие, а веселый ветеран Томас выделяется на их фоне лишь любовью к гулянкам в ближайшем баре.
Архаичность постановки — под стать антикварному игровому процессу. Мы движемся по прямой от одной сюжетной схватки к другой, лишь изредка отвлекаясь на мелочи вроде хорошо припрятанных секретных миссий.
Сами сражения — классический пошаговый мордобой "стенка на стенку", где вражеская стенка, как правило, больше и крепче вашей. Но противники зачастую рассредоточены по карте, поэтому локально вполне возможно добиться численного преимущества.
Иногда карты смешивает необычное условие. Скажем, округу начинают бомбить. Ну или можно заранее подобрать ИИ-помощников на очередную вылазку.
Жаль, что задумку не довели до ума, ибо в целом неплохие миссии могли бы стать куда более захватывающими при должной "режиссуре". В общем, на первый взгляд отличий от Front Mission 1st мало, хотя в реальности это не так.
Ключевых проблем у первой Front Mission, которые могла бы поправить Front Mission 1st: Remake (а это, собственно, и есть задача столь глобальной переделки), было три: дисбаланс, плохое информирование игрока о нюансах правил и управление. Почти все из этого можно было простить оригиналу и даже версии для Nintendo DS, потому что они вышли в допотопные времена.
Однако ремейк все проигнорировал, так как даже управление с клавиатуры и мыши в PC-версии ощущается как эмуляция контроллера. Хотя бы часть из недочетов могла бы купировать Front Mission 2, а за вторую часть пришлось бы отдуваться уже ее ремейку.
Понятно, что оригиналы сопоставимо старые, поэтому Square в свое время мало что улучшила. К сожалению, у поляков, отдавших Front Mission 2: Remake сторонней студии, свое представление о назначении подобных переизданий, поэтому они ничего не исправили.
Начнем с хорошего: дисбаланс по большей части ликвидировали. Собственно, сделала это еще Square в конце 90-х, так что в актив современным разработчикам подобное на запишешь.
Теперь есть смысл пользоваться всем арсеналом, а не только автоматом да парой ракетных установок. Последние столь сильно порезали, что они теперь выступают на третьих ролях. Зато появились специализированные противовоздушные системы, которые действуют только против авиации, но очень эффективно. Ближний бой стал куда более привлекательной опцией, а число стреляющих на две клетки пушек заметно возросло.
Хотя "гладиаторская" арена по-прежнему является источником легких денег (и не только), на ней больше нельзя безнаказанно "фармить" опыт, выращивая из подопечных идеальных солдат. Качать команду приходится в сюжетных миссиях, многие из которых не требуют уничтожения всех врагов на карте, из-за чего иной раз задумаешься: стоит ли рисковать и лезть в драку с остатками противников или же пора заканчивать задание?
Из-за всего этого сиквел стал заметно сложнее, потому что невозможность схалтурить и улучшить навыки Эша и его друзей в безопасном месте оставляет игрока наедине с очень специфическим расчетом попаданий и любовью врагов прикрываться специальными щитами. Тут в перестрелках от везения зависит больше, чем в стычках Baldur’s Gate 3: вероятность попадания, нанесенный урон, сколько способностей активируется в процессе (от 0 до 4) у вас и у врага, станет ли он прикрываться щитом и сможете ли вы этот щит пробить!
Проблема еще и в том, что второй новодел вновь очень неохотно рассказывает о своих механиках. Например, ваш ванзер состоит из четырех частей: корпус, левая рука, правая рука и "ноги". Уничтожили руку справа — потеряли все оружие с этой стороны.
Взорванный корпус сразу отправляет мех в ремонтную мастерскую. Теперь у каждого сегмента в зависимости от модели может быть броня с повышенной сопротивляемостью к одному из трех типов урона, скажем, огню. Это многократно увеличивает проведенное в различных меню и информационных сводках время.
Данному моменту посвящена отдельная тренировочная битва. Но многим другим вещам, про которые стоило бы знать заранее, авторы не стали уделять внимание, а меню, в которых нужно искать сведения, неудобно скомпонованы и плохо управляются. Поверх всего этого — до сих пор не вычищенные баги, из-за которых иногда непонятно: это ошибка, что мой автомат нанес девять раз по 0 единиц урона по ничем не прикрывавшемуся врагу, или так и задумано?
Систему очков действий, на мой взгляд, тоже стоило бы объяснить подробнее. Конечно, позднее она стала стандартом для всех игр серии, но в ремейке первой части ее не было, а некоторые тонкости (скажем, определяющие, сколько раз за ход ванзер может активно отбиваться от наседающих противников), стоило наглядно продемонстрировать. Потому что насколько не наглядно все это, конечно, можно выяснить самому в дебрях посредственного интерфейса и в гуляющих по Сети старых фанатских руководствах.
Всю тягость взаимодействия с игрой ощущаешь, когда надо долго и печально двигать 12 бойцов на другой конец карты или же обновлять им запчасти. Загибаем пальцы: четыре детали самого ванзера, (желательно) четыре ствола, компьютер, ранец, расходники. Почему нельзя было сделать кнопку "купить и выдать этот автомат каждому бойцу"? Не говоря уже о более тонкой, но массовой настройке отряда. Ответ очевиден: это ремейк в плане графики, но не удобства, поэтому допускаю, что перед нами все та же игра 1997 года.
Озвучки снова нет, а английская локализация изначально пестрела ошибками, свойственными машинному переводу. Да и картинку в очередной раз улучшили весьма бюджетно. Front Mission 2: Remake выглядит аккуратно, но дешево. Ее облик, эффекты и анимации вовсе не соответствуют культовому статусу серии.
Судя по всему, боевые сценки еще и порезали, из-за чего оригинал на YouTube смотрится эффектнее, чем новодел в реальности. С другой стороны, в какой-то момент смотреть на одинаковые перестрелки все равно надоедает, а рука сама тянется к опции, сводящие "киношные" моменты к скоростным перестрелкам прямо на карте миссии.
Говоря о "культовости", не стоит забывать, что в наших-то краях доступной и принятой аудиторией была только третья часть, а ее переделку поляки еще не закончили. Хотя я уверен, что каких-то откровений от Front Mission 3: Remake ждать точно не стоит.
Как и ее предшественница, Front Mission 2: Remake представляет скорее музейный интерес. Во многом оригинальный сиквел стал шагом вперед в сравнении с Front Mission, подправив баланс, предложив несколько любопытных тактических миссий, введя новые механики.
Однако ремейк выполнен на недостойном оригинала уровне. Тотальной переработке подверглась лишь картинка, а вместо подтяжки лица там, где это было необходимо, авторы лишь подсветили уродливые морщины.