Богатая история Цусимы плотно связана не только с тяжелым поражением русского флота, но и термином «камикадзе» — божественным ветром. Согласно японской легенде, из-за гнева богов поднялся могучий тайфун и потопил корабли великих монголов.
Вдохновенные этой легендой разработчики из Sucker Punch переносят события своей игры в 1274 год, во время первого монгольского вторжения в Японию. Противостояние трех десятков самураев и Монгольской империи заканчивается смертельной схваткой, в которой чудом выживает главный герой Ghost of Tsushima.
Спасенный и вылеченный незнакомкой Дзин Сакай отправляется в длительное и трудное путешествие по сбору остатков союзников и вызволению родного дяди из лап жестокого Хана.
В отличие от многих других игр с открытым миром, путешествие Дзина не имеет уровневых зон или прочих ограничений. Пройдя пролог, вы можете заняться свободным исследованием территории, спасая обычных крестьян от разбойников или бросая вызов укрепленным лагерям монголов.
Динамичная смена дня и ночи позволяет вам насладиться великолепными видами острова и использовать темноту и туман для прикрытия во время очередной вылазки в стан врага.
Базовая игровая механика строится на самурайском кодексе и чести: главный герой может вызвать на поединок-противостояние самого сильного из встреченных противников и победить, своевременно извлекая катану. По мере прокачки умений такой поединок может превратиться в серию мгновенных убийств.
Впрочем, со временем Дзин предает высокие идеалы, убивая врагов со спины или используя элементы окружения, вроде фонарей и осиных гнезд. К концу истории в ход идут дротики с ядом и психотропными веществами, что отсылает нас к миру Assassin’s Creed.
Конечно, вы можете попробовать играть в честную, бросая вызов в лицо врагу, но, скорее всего, не сможете выстоять в одиночку против не уважающих правила завоевателей.
Исследуя остров, главный герой сталкивается с многочисленными историями и легендами, которые ему рассказывают крестьяне или бродячие музыканты. Небольшой разговор в сельском доме может открыть новую локацию или помочь обрести могучие талисманы и столь драгоценный опыт.
Следуя заветам уже упомянутого Assassin's Creed, игра предлагает множество возможностей для прокачки и собирательства. Помогая нуждающимся, выполняя побочные задания и побеждая бандитов и захватчиков, вы получаете узнаваемость, а вместе с ней и очки опыта, которые можно вложить в парирование и специальные удары, силу боевых стоек и уникальные способности, вроде метания дымовых бомб и помощь в исследовании окружения.
Любителям поиска и собирательства предлагается отыскать лисичек, которые отведут вас к святилищам Инари, где можно открыть новую ячейку для использования талисманов. Или последовать за яркой птицей к горячим источникам, где в тишине и размышлениях можно увеличить шкалу здоровья.
Места для хокку подарят вам уникальные повязки на голову со специальными бонусами, а зоны рубки после серии из удачных QTE увеличат запас решимости. В свою очередь сложные испытания по дороге в божественные святилища наградят вас ценным талисманом и значительным опытом.
Решимость в этой игре служит заменой фляги эстуса из Dark Souls, восстанавливая здоровье и ману, позволяя проводить специальные приемы против врагов. Эти особые атаки придется заслужить, пройдя уникальные легенды острова.
Так в одной миссии вам придется отыскать проклятый лук и вступить в ожесточенный поединок с демоном. В другой — найти божественное облачение лучника, отражая волны жестоких врагов.
Сама решительность восполняется во время успешных атак и отражений, а также идеальных противостояний. К концу игры ваш герой сможет проводить комбинации из специальных атак с быстрой сменой боевых стоек. А обретение демонической силы после убийства лидеров монголов позволит превратить сражение в кровавую мясорубку.
Боевая система Ghost of Tsushima предполагает сложную комбинацию из блоков, парирований сильных и слабых ударов, а также специальных приемов. Кроме того, против разных видов противников стоит использовать разные варианты стоек, которые меняют схему ударов.
Например, стойка воды хороша против врагов с щитами, стойка ветра — против копейщиков, а стойка луны — против бронированных врагов. Новые вариации можно получить, убивая лидеров врага.
Стойки дают менять на ходу, комбинируя удары мечом с бросками кунай, зажигательных и дымовых бомб или стрельбой из двух типов лука.
Убийство сильного врага может повергнуть остальных в бегство, а некоторые начнут просить о пощаде.
Игра по-настоящему раскрывается во второй половине истории, когда вам придется иметь дело с ронинами, способными отражать ваши удары, парировать и уходить от суператак. К тому времени в распоряжении монголов появятся резвые псы, а в случае стелс-прохождения в высокой траве вас могут заметить орлы и раскрыть ваше расположение противнику.
Здесь поможет появившаяся в игре крюк-кошка, которая позволит уходить от преследования на крышах зданий или карабкаться по скалам.
При этом вы можете тихо убивать врагов сквозь бамбуковые перегородки в спину или тихо устранять до трех противников бесшумным прыжком с крыши.
Редкие специальные противники-боссы могут показаться слишком хардкорными даже на низком уровне сложности. Но именно в поединках с ними игра заиграет новыми красками, позволяя вам почувствовать всю силу боевой механики.
Основное оружие, как и более короткий клинок, можно улучшать в обмен на припасы и специальные компоненты у кузнецов. Тоже самое дают сделать с большим и малым луком. Запас стрел, бомб или кунай реально увеличить у торговцев шкурами, а броню укрепить у бронника.
Сам предмет прокачки меняется вместе с улучшением. На броне появляются дополнительные пластины, а боевой шлем венчают рога. За выполнение побочных заданий и прохождение сюжета вы получаете новые комплекты брони и аксессуары.
Поединки сильно разняться от выбранной сложности. Если на легком уровне враги безвольно умирают от пары ударов, то уже на среднем они начинают наносить не блокируемые без специальных навыков выпады. На максимальной сложности враг парирует удары и контратакует, а поединки с местными боссами превращаются в кошмар. Злодеи уворачиваются от специальных ударов, наносят серии из быстрых выпадов и стараются полностью вам соответствовать.
Игра всячески поощряет исследование и собирательство. Вы вольны прервать или поставить на паузу любое, даже сюжетное задание и заняться поиском святилищ или выполнением побочного квеста.
В самом начале игры вы можете выбрать собственного коня и дать ему имя, в последующем мгновенно призывая его в любой части острова. Если вам надоест кататься верхом, то есть возможность воспользоваться быстрой телепортацией к уже открытым точкам на карте или освобожденным поселениям.
Кроме того, игра использует красивую и очень атмосферную навигацию при помощи ветра. Стоит отметить точку на карте и провести по тач-панели, как порыва воздуха вместе с цветами и травой укажут вам верное направление.
Прокачка помощи с поиском специальных точек даст вам помощь ветра в нахождении важных предметов и мест. Впрочем, и без этого всегда можно рассчитывать на подсказки волшебных птиц, которые приведут вас к горячим источникам или месту для созерцания природы.
Иногда вам для выполнения задания нужно тщательно осмотреть местность на предмет следов на песке или глине и потом идти за ними без каких-либо специальных эффектов, вроде «Ведьмачьего чутья».
Сама игра подразумевает центральную историю, которую можно спокойно отложить в сторону, побочные миссии по помощи жителям острова, легендарные истории и специальные истории центральных персонажей. Для их присоединения к вашему отряду требуется выполнить только одну из 9-ти глав, но вы вполне можете закончить большую часть, не трогая основной сюжет.
Все истории интересные и явно сделаны вручную. За время прохождения я не встретил ни одного клонированного побочного задания или повторяющегося квеста. Каждая история по-своему уникальна.
При этом вас никто не заставляет выполнять миссии по освобождению деревень, если вы не хотите получить легендарную броню или помогать одному из товарищей. Можно просто идти по золотым отметкам к сюжетному финалу.
Как это уже стало модно, «Цусима» активно использует концепцию серой морали, где нет практически ни одного положительного персонажа. У ваших союзников есть темные секреты, герой готов предать идеалы клана ради собственного выживания и спасения острова, а противники имеют свои веские оправдания.
Квесты достаточно запутанные со множеством арок, из которых вы больше узнаете о своих союзниках и их мотивации. Во время одной из историй вы можете увидеть зверства монголов, а потом узнать, что причиной всему решения одного из ваших ближайших друзей.
Предательство, депрессия и бесчестие здесь идут рука об руку на протяжении практически всей игры.
Одна из главных особенностей Ghost of Tsushima – это совершенно невероятная работа с визуальной составляющей. И дело не только в технологиях, а скорее в титаническом труде арт-директора и отдела художников.
Летящие на ветру листья, расходящиеся в сторону круги на озере от напуганных птиц, леса, наполненные светлячками, или покрытое искрами небо после ужасного пожара – все это выглядит просто невероятно красиво.
Одежда пачкается в грязи и крови, следы остаются на разных поверхностях, а трава и складки одежды струятся вместе с порывами переменчивого ветра.
Каждая битва с боссом — это эпическое сражение с пафосной постановкой и невероятным оформлением. Ghost of Tsushima — это торжество правильной стилизации и ода внутренней красоте японской природы, которые создают невероятную игровую атмосферу и погружают в удивительный мир ярких красок и визуального наслаждения.
В Ghost of Tsushima царит жестокость и предательство. Здесь почти нет совсем детализированных сцен отрубания конечностей, но кровь льется рекой. При этом жестокие поединки сменяются любованием природой, когда так хочется открыть томик Басе и прочитать: «Луна над горой. Туман у подножья. Дымятся поля».
Тихие переливы кото и удары барабанов вместе со звуками воды создают глубокую атмосферу японской киноклассики, где под звук опускающегося бамбука слышно, как кузнечики стрекочут в высокой траве.
Специально для эстетов авторы оставили японскую озвучку и русские субтитры, в качестве бонуса добавив отключаемый кино-фильтр в стиле фильмов Акиры Куросавы.
Ghost of Tsushima – это потрясающая смесь из Assassin’s Creed и The Witcher 3, основанная на самурайских фильмах и традиционном для японцев созерцании природы. При этом это лучший Assassin’s Creed из всех когда-либо созданных. Здесь нет выхолощенных позитивных героев и однозначных злодеев, задания увлекательны и интересны и даже зачистка захваченных поселений вызывает восхищение. И это на данный момент самая завораживающая и визуально впечатляющая игра на PlayStation 4.