Чешская компания Amanita Design на протяжении многих лет оставалась верным лидером независимого движения авторов point-n-click-приключений, но ее новый проект Creaks делает неожиданный шаг в сторону платформеров, отказавшись от многих аспектов, которые помогли классическому Machinarium стать невероятно популярным.
Сохраняя узнаваемый визуальный стиль, Creaks переносит игроков в тесную комнату, где одинокий автор работает над книгой. Внезапное землетрясение открывает разлом в стене, за которым скрывается причудливый вертикальный мир, пронизанный разрушенными этажами когда-то величественной структуры с горами литературы и следами некогда грандиозной цивилизации. И чем дальше вы спускаетесь, тем больше узнаете о вселенной антропоморфных птиц, которые сражаются против гигантского и очень злого чудовища.
Уровни, разделенные на секции-комнаты, предлагают несложные головоломки с использованием платформ и источников света. Сначала вам встречаются похожие на собак существа, которые под воздействием света превращаются в тумбочки, потом вы натыкаетесь на летающих медуз, тоже словно вышедших из извращенной версии IKEA. По мере знакомства с глубоко лежащими этажами придется противостоять даже вешалкам с женской и мужской одеждой, которые в ожившей форме повторяют ваши действия или служат зеркальным отражением.
Ну а к концу игры вам предстоит, используя свет и необычные устройства, обращать воду в камень и управлять хоботами неведомых создание.
При том, что в мире Creaks сохранена сказочная атмосфера, необычный визуальный стиль и характерный для авторов придуманный язык общения, многие фанаты студии будут разочарованы. Головоломки, выполненные по принципу пятнашек с запоминаем маршрутов противников, хоть и кажутся интересными, но быстро приедаются. Традиционные гэги и смешные ситуации перекочевали здесь в ожившие картины, которые спрятаны в лабиринтах уровней. Некоторые из этих картин демонстрируют сценку из мира птиц, другие позволяют принять участие в интерактивном состязании, но выигрыш не дает совершенно ничего. Да и сам предложенный юмор уже не кажется смешным.
Заметно, что Amanita Design вложила куда больше денег и сил в разработку Creaks, но уход от point-n-click-формата и классической подачи явно ударил по ожиданиям фанатов ее старых работ. У студии получилась большая и красивая игра, местами излишне затянутая и повторяющаяся, но в ней больше не испытываешь радости от решенной головоломки, что печально. Однако если не сравнивать Creaks с прошлыми творениями авторов, можно сказать, что проект любопытный. И новичкам он вполне способен понравиться.