После длительного перерыва легендарная серия Mana вернулась с пятой по счету оригинальной игрой. Специально для перезапуска были привлечены ветераны франшизы, включая продюсера Масару Оямаду, художника Хаккана, композитора Хироки Кикуту и даже автора оригинала Коити Исии. Но релиз не дался легко. Разрываясь между классикой и стремлением к упрощению, авторы выбрали срединный путь, что дало спорные плоды.
История Visions of Mana начинается в волшебном мире магии и сказочного средневековья, где каждые четыре года несколько деревень под покровительством стихийных элементов выбирают сакральную жертву и рыцаря для сопровождения своего пилигрима к Древу Маны. По тайному замыслу, души избранных должны вернуться к богине данного мира и восстановить пошатнувшийся баланс маны.
Отбор достойных осуществляется элементалем и феей, представляющей интересы Небожительницы. Выбранный участник может отказаться от драгоценного титула, но уже после инициации за такой поступок родной деревне грозят разрушения и прочие беды. А если большая часть подношений не доберется до волшебного дерева, то всему остальному миру настанет конец.
После небольшой предыстории про нарушенное обещание и последовавшую кару игрок переносится в мирное поселение, расположенное рядом с действующим вулканом. Один из сильнейших воинов по имени Вал становится духовным рыцарем, а его подруга детства Хинна — жертвой огня. Путешествуя по заданному маршруту, они встречают других избранных, после чего попадают в хитроумную ловушку, которая может привести к апокалипсису.
Не предлагая каких-то революционных сценарных решений, Visions of Mana остается крепкой историей о дружбе, верности и любви. Но если сюжетная часть не оставляет значительных вопросов, то концепция открытого мира вызывает определенные сомнения.
С одной стороны, свобода исследования подталкивает к поиску новых маршрутов и осмотру дальних уголков, с другой — мир даже с наличием секретов выглядит ну слишком пустым. Тайные сундучки по большей части содержат ненужную еду или доступное в соседней лавке оружие, а волшебный сок (Grizzly Syrup) обменивается на обычные зелья или усилители.
Уникальные монстры, которые позволяют получать специальные кристаллы, вносят нужное разнообразие, но не представляют серьезного вызова. Испытания духов на время лишь затыкают дыры в однотипных активностях, а побочные задания нужны только ради получения дополнительных денег, ибо это всего лишь сражения с монстрами или сбор нескольких предметов на местности, которые быстро приедаются.
Сама игра предлагает множество уникальных элементов для более глубокого исследования окружения. Вы можете быстро перемещаться на гигантских волко-кошках и призывать големов, тогда как элементальные артефакты дают власть над стихиями, позволяя парить над обрывами, взлетать на водных пузырях или даже играть со временем, меняя окружение.
Владение хранилищами стихий влияет на классы героев. Духовно взаимодействуя с персонажами, вы можете менять их профессии, превращая Вала в тяжелого мечника или копейщика с щитом. Учитывая количество боевых героев, каждый элементаль открывает пять разных классов, а с восемью элементалями мы говорим уже о сорока.
Спутники могут приобрести дополнительные классы, вроде танцовщицы с двумя боевыми веерами или могучего волшебника, который жарит монстров синим огнем из волшебного посоха. Правда, конкретный духовный сосуд привязывается только к одному герою, так что предстоит сложный выбор при создании уникального и максимально сбалансированного отряда на все случаи жизни.
В зависимости от выбранного класса необходимо развивать дерево умений и улучшать конкретное оружие, которое вместе с броней становится все дороже. В какой-то момент прокачка умений вообще привязывается к сюжетным предметам. Отдельно стоит отметить систему семян, которая позволяет добавить несколько активных или пассивных умений (вне зависимости от выбранного класса), усиливающих героев. Их можно получить у торговцев в обмен на уникальные кристаллы побежденных врагов.
Сражения проходят в режиме реального времени и с возможностью включения активной паузы. Только три героя могут участвовать в поединке, причем они могут наносить сильные и слабые удары, а также накапливать энергию для "ульты", которую способен задействовать только один из них. Игрок вправе переключиться в любой момент на нужного сопартийца, а перед стартом сражения стоит заключить элементалей в стихийный артефакт, дабы в нужный момент обрушить их мощь на растерянного врага.
Большинство противников не представляет серьезной опасности, но иногда разработчики заставляют отбиваться от волн оппонентов, когда слабые монстры проводят неблокируемые стихийные атаки, погружая героев в сон или замораживая. И это уже может привести к поражению, причем игра в этом плане очень непоследовательна. Победив подряд нескольких боссов, игрок может проиграть случайным болванчикам на несколько классов ниже просто по той причине, что не повезло угодить под элементальный шквал.
На поздних этапах в Visions of Mana выбор правильной стихийной магии влияет на исход сражения, но тут нет никаких секретов. Понятно, что водяного монстра лучше не атаковать водой, делая ставку на огненные заклинания. Система настройки поведения отряда также поможет вам решить большинство проблем.
Внутри Visions of Mana остались отсылки к Final Fantasy, что не должно удивлять, учитывая истоки серии. Так, монстры могут превратить героя в милого мугла, а на просторах открытого мира придется сыграть в прятки с говорящим кактусом.
Однако при всех попытках казаться игрой старой школы, в Ouka Studios явно смотрели в сторону фанатов Genshin Impact. Поэтому точки сохранения расположены через каждые 100 метров, доступна система быстрого перемещения, подсказки вылезают даже в побочных заданиях, а количество фурри-персонажей превышает все разумные пределы. К примеру, тут есть королева-белка и антропоморфные коты, а бонусом стали демоны и девочки-волшебницы.
В чем Visions of Mana действительно добивается успехов, так это в дизайне локаций и персонажей. Невероятно красивый мир вызывает эстетическое блаженство: скалистые каньоны, разноцветные луга, мертвые равнины, пережившие божественную катастрофу.
Проработка образов и анимация персонажей заслуживают отдельных похвал. Действующие лица выделяются за счет мельчайших деталей в одежде или движений во время сражений. Что касается музыки, то тут нет хитовых мелодий, вроде главной темы Secret of Mana, но она все равно радует уши.
Visions of Mana — это традиционная JRPG с драматичной историей и хорошо проработанными персонажами, которая становится чуть скучнее вне основной сюжетной линии. Но невероятно красивая графика и дружелюбный подход к конечному игроку, который все 35 часов прохождения будет чувствовать комфорт и любовь авторов к серии, в состоянии сгладить даже недостатки открытого мира.