full screen background image

О любви и коммунизме: Обзор Disco Elysium: The Final Cut — одной из самых интересных игр последних лет

О любви и коммунизме: Обзор Disco Elysium: The Final Cut — одной из самых интересных игр последних лет

Оригинальная Disco Elysium, проходившая под необычным рабочим названием No Truce With The Furies, начала свою жизнь как небольшой проект от эстонского арт-коллектива ZA/UM. Стремления молодой команды, находящейся под предводительством писателя и музыканта Роберта Курвица, были самыми амбициозными, но при этом вполне осязаемыми — воплотить в жизнь глубокую ролевую игру со сложной системой навыков и сильным нарративным фундаментом, существующими на фоне полностью уникального сеттинга.

Внутренний циник идеи громких залпов в реалиях размашистого поля современных ролевых приключений сразу поставит под сомнения — крупные студии рожают сверхдорогие, массивные и форматные разработки, тогда как небольшие коллективы продолжают с периодическим успехом цитировать узнаваемую изометрию прошлого, работая “для своих”. Разумеется, что в подобном контексте взрывная реакция на оригинальный релиз Disco Elysium, состоявшийся в 2019 году, вызывала у широкой аудитории самые разные вопросы.

Непонятная игра про буквы и иконки, нередко сопровождающиеся картинками с некрасивым усатым дядей, начинает греметь на престижных премиях, в топах лучших проектов года, и занимает высокую позицию на всех актуальных агрегаторах рецензиий. Беглая попытка разобраться в ситуации приводит к еще большей путанице: оказывается, что Disco Elysium — это чуть ли не современная Planescape: Torment, только без парящих черепов и необходимости лупить подвальных крыс безымянным синим кулаком.

Следующие месяцы своего существования Disco Elysium приводит на волнах сарафанного радио. Игроки, тоскующие по вопросам бытия, способным изменить природу человека, активно обсуждают положение “Элизиума” в иерархии “разговорных” RPG, а остальные аккуратно поглядывают на взявшееся из ниоткуда творение ZA/UM. Кого-то от знакомства с игрой останавливал языковой барьер — изначально она вышла исключительно на английском языке, колком, поэтичном и умышленно раскатистом. Для других же блоком стал банальный список платформ — поиграть в Disco Elysium можно было только на PC. Наш обзор этой версии читайте здесь.

Но в первой половине этого года ситуация развернулась сразу по обоим фронтам. Сперва Disco Elysium получила качественную русскоязычную локализацию, а позже еще и расширенное издание The Final Cut, сразу дебютировавшее на консольных системах PlayStation 4 и PlayStation 5, и ожидающееся к релизу на Xbox и Nintendo Switch. Теперь, спустя более полутора лет после первого знакомства с Disco Elysium, игра снова зовет на диалог с собой — разветвленный, смешной и одновременно грустный.

Обсуждать Disco Elysium вне споров о жанровых классификациях попросту невозможно. Ребята из коллектива ZA/UM позиционируют свою работу как настоящую ролевую игру. При этом она полностью лишена одного очень заметного элемента — какой-либо боевой системы.

Невозможность бросать невидимый кубик под анимацию атаки, прожимать курсор мыши на злобном противнике и собирать набор предметов с цифровыми значениями эффективности для части игроков выливается в ментальный знак “стоп” — таких RPG не бывает. А если и бывает, то “классической” RPG такая вещь называться точно не может. Если вы разделяет подобный тип мышления, но все равно хоть сколько-то заинтересованы в Disco Elysium, то можете рассматривать игру как интерактивный роман — большую книгу, которую авторы старались написать лично под вас.

Разложить Disco Elysium на крупные составные части чрезмерно просто. Игровая камера выхватывает окружение через изометрическую перспективу, а локации или их отдельные сегменты усеяны множеством интерактивных элементов — персонажами, декорациями, предметами. Взаимодействие с большинством из них открывает те самые обширные диалоговые окна, полные детальных описаний, и почти всегда предлагающие несколько альтернативных (нередко взаимоисключающих) опций. Почему это интересно? Потому что текст складывается в единое полотно через гибкую, сложную и яркую ролевую систему — фильтр, определяющий, что и как видит, чувствует, слышит и понимает подконтрольный герой, а следовательно и вы сами.

Знакомство с системой навыков и статистикой Disco Elysium начинается еще до начала игры — вам необходимо выбрать один из трех архетипов или собрать свой собственный билд. Персонаж и его роль в игре фиксированы, соответственно всё, что остается, — это по-своему вкусу наделить его нужными чертами и оттенками.

Выбирать нужно из четырех условно понятных атрибутов — интеллект, психика, физика и моторика. Однако за узнаваемыми параметрами таится большой сюрприз — целых двадцать четыре навыка, разнящихся от вполне обыденной Риторики с Логикой до менее говорящих о себе Внутренней Империи и Трепете. Подобранная на этом этапе комбинация значков в конечном счете полностью продиктует ваш опыт знакомства с “Элизиумом” — вы выбираете не инструменты для решения заготовленных геймдизайнерами проблем, а центральных действующих лиц всей игры.

Именно через знавыки Disco Elysium знакомит игрока со своим нутром. Каждый из них — есть отражение или фрагмент личности вашего протагониста, совокупность опыта, переживаний, предчувствий или даже пережитых травм. Меланхоличная Эмпатия всегда готова напомнить об уязвимом нутре вашего собеседника, Риторика расскажет о этимологических тайнах услышанной фразы, Электрохимия сообщит о недостающих в организме элементах, а Esprit de Corps незримо донесет о том, что где-то там все еще есть люди, кому вы до сих пор не безразличны.

Когда вы закоончите с процессом организации своего героя, наступит тьма, то самое первозданное небытие, в котором почему-то хочется остаться навсегда. Но сделать этого не получается — сознание не потухает, и безымянный мужчина находит себя на полу грязной, порушенной комнаты. Кто он и зачем — вопросы вторичные, по важности уступающие необходимости найти рубашку и ботинок, предательски покинувший своего брата.

Не проходит слишком много времени перед тем, как сомнительного вида протагонист, диско-зверь из давно забытой эпохи, начинает постепенно осваиваться с базовыми законами своей реальности — он находится в прибрежном отеле, в обнищалом районе промерзшего и неприветлевого Ревашоля, города, так и не оправившегося от большой трагедии, случившейся несколько десятков лет назад.

В беспамятстве герой по крупицам собирает хронологию последних нескольких суток, понимая, что его нездоровое состояние вызвано адским количеством выпитого спиртного — окружающие его люди стыдливо отводят глаза, не желая удовлетворять интересы неприятного типа. Но отказать в расспросах они не могут, потому как странный пьяница и дебошир — офицер Ревашольской Гражданской Милиции (РГМ), законный представитель местной власти и охранник правопорядка.

Противопоставление официального статуса и сомнительного социального положения, в котором находится офицер Рафаэль Амброзиус Кусто, выступает одним из базисов центрального нарратива Disco Elysium, двигаясь маятником от шутливой комедии до трогательной драмы, не игнорируя попутные полутона и координаты.

Абсолютное непонимание даже базовых вопросов мироздания позволяет протагонисту и игроку естественным образом синхронизироваться — герой находит себя во времени, вспоминает тонкости детективной работы и слышит отголоски пугающего прошлого, пока вы планомерно знакомитесь с детальным сеттингом, повествовательными инструментами и общими художественными ориентирами.

Для более плавно погружения в историю Disco Elysium сценаристы ZA/UM вводят в проект персонажа-гида — лейтенанта Кима Куцараги, строгого профессионала из смежного участка, подход к работе которого максимально контрастирует с готовящимся взорваться безумием протагонистом. Ким быстро обрисовывает ситуацию — на заднем дворе отеля, в котором вы находитесь, обнаружен висельник. Убитый не опознан, а о происшествии сообщил анонимный источник. Более того — в такой позиции тело находится уже несколько дней, и оно начинает стремительно разлагаться. Решить проблему должен был именно ваш герой, с чем он великолепно не справился, уйдя в деструктивный запой.

Холодный труп, мокнущий под неприятным весенним дождем — это отправная точка Disco Elysium, дающая старт недельному расследованию, где офицер Текила Сансет найдет преступника и отыщет самого себя, или же окончательно утонет в пучине экзистенциального ужаса. 

Далее кажущаяся простой сюжетная завязка аккуратно будет обрастать большим количеством контекста. Сперва сценаристы умышленно деромантизируют процесс детективной работы, а потом наслаивают на него бесчисленное количество деталей, ставя героя и его напарника во все более незавидное положение. Одинокое тело на веревке оказывается частью сложного кризиса, где забастовка местного профсоюза рабочих повлекла за собой крупный политический и экономический конфликт, на фоне которого официальный статус и авторитет РГМ начинают таять буквально на глазах.

Вместе с этим Disco Elysium двигает еще одну нарративную линию: прошлое главного героя, постепенно собирается в неприятную картину, позволяя вам самостоятельно восполнять пробелы. Перенимать затертую алкоголем личность, или же заменять ее новыми смыслами, проецируя туда свой собственный образ, — это вопрос, с которым  ZA/UM неустанно обращается к игроку.

Но никакие описательные абзацы не сделают ядру Disco Elysium нужной чести. Сеттинг, художественные решения, детали повествования и общая структура истории не могут существовать без хорошего текста. И филигранность, с которой написана эта игра — определяющий фактор ее наполнения.

Секрет комбинаций букв и слов, которыми вас очаровывает Disco Elysium, кроется не столько в избытке прилагательных и сравнительных оборотов, сколько в общем формате и манере их подачи. Почти в каждом диалоговом окне, скрываясь от ваших глаз, происходит бросок невидимого кубика — он проверяет комбинацию ваших навыков и характеристик, в конечном счете определяя, в каком направлении текст будет двигаться дальше. На практике это ощущается, словно в каждом конкретном случае сценарист на ходу пишет историю исключительно под вас. Под героя-эмпата, старающегося перенять на себя переживание других людей, под агрессивного грубияна, озадаченного исключительно сиюминутными проблемами, или же под усталого офицера ДюБуа, носящего в кармане пиджака набор фигурок, которые ни для чего не нужны и которые ее никогда не вернут.

Текст Disco Elysium струится жизнью, плавно переходит из одного состояния в другое, и нерушимым потоком движется через всю игру. Шутливая строчка, украденная из самого смешного анекдота, всего через одно аккуратно вставленное слово может окраситься в большую трагедию. И никогда подобные перепады настроений не кажутся поддельными или издевательскими. Напротив, они всегда остаются последовательными и предельно искренними. Кроме того, буквы, написанные командой ZA/UM, на протяжении всей игры максимально бесшовно перетекают друг в друга. Принимая во внимание относительную свободу действий, вы вольны знакомиться с игровым материалом в любой удобной последовательности, и всякая из них не ощущается чужеродной или неестественной — персонажи запоминают прежде произошедшие события и даже мимолетно брошенные фразы, создавая иллюзия того, что вы всегда двигаетесь по заранее выверенному и максимально проработанному разработчиками маршруту. 

Нередко текст Disco Elysium критикуют за избыточную художественность почти каждого диалога, что недалеко от правды — “сухого” языка в игре почти нет, и самые бытовые вещи могут обрамляться в целую серию последовательных эпитетов, за которыми по невнимательности нетрудно потерять общую нить разговора. Продиктовано это решение авторским стилем — сценаристы “Элизиума” почти маниакально озабочены внутренними переживаниями и рефлексией, для которых собираются огромные полотна самых разных настроений. Случайно засмотревшись на водную гладь, протагонист может предаться детским воспоминаниям, холодной ностальгии и сомнительному желанию навсегда раствориться в темной пучине.

Общую меланхолию Disco Elysium в подспорье тексту в значительной степени приумножает аудиовизуальный ряд. Район Мартинез предстает перед игроком как застрявший во времени реликт — артефакт ушедших эпох, в котором просматриваются отголоски былого величия, соседствующие с грязью, нищетой и ушедшей надеждой. Динамическая система погоды и времени суток придает локациям еще больше выразительности, наделяя отдельные эпизоды почти иконографическими образами.

В пользу визуальной идентичность игры также говорит работа художников иллюстраторов, создавших свою отдельную палитру — каждый персонаж и навык представлены в виде статичных портретов, выступающих топливом для вашей фантазии.

За музыкальное же сопровождение проекта отвечает британский рок-коллектив British Sea Power, чья прошлая дискография была пересобрана таких образом, чтобы звучание композиций дополняло атмосферу, не забирая внимание игроков, увлеченных прочтением очередного диалога. В результате получилось спокойное и печальное звучание, в котором сочетаются тоска по ушедшему и легкий огонек надежды о завтрашнем дне.

Одной из ключевых особенностей издания The Final Cut для ПК и консолей является полная английская озвучка. Оригинальный релиз Disco Elysium также имел озвучание, только “говорящих” реплик в сценарии было очень мало — они использовались преимущественно для того, чтобы задать диалогам общий тон, а не спасать от чтения. Теперь же ZA/UM не пошла на компромиссы и озвучила фактически весь написанный текст, включая фразы навыков и бесконечные описания. Большинство актеров со своей работой справились здорово — голоса подобраны фактурные и подходящие персонажам. Кроме того, в настройках озвучки есть три опции — полное озвучание, озвучание одних лишь диалогов (в таком случае рассказчик и навыки остаются немыми”), и “классический” подход к озвучке, соответствующий первичному релизу.

Еще одно важное и заметное нововведение The Final Cut — новый сюжетный контент. В частности, речь идет о наборе отдельных заданий, завязанных на политической ориентации вашего героя. Выбирая в диалогах определенные опции, вы вольны сдвинуться на системе координат в одну из четырех сторон — коммунизм, ультралиберализм, фашизм, и, разумеется, центризм. Через новые задания эти идеологии находят дополнительное отражение — вы сможете почувствовать себя настоящим игроком рынка, упиваться светлыми идеями социализма, вернуться в сладкое консервативное прошлое или положиться на бесконечно медленный, но неотвратимый прогресс.

В свою очередь базовый контент Disco Elysium версия The Final Cut в значительной мере не трогает. Разработчики скорректировали ряд эпизодов, внесли заметные (и не очень правки), дополнили проект легкими визуальными изменениями. Исходя из этого, глобальная сюжетная линия и ее прогрессия остались почти в первозданном виде. Так что если вы один из тех, кого прежде сильно смущала камерность финального акта игры — теперь с ним остается лишь смириться.

Отдельно можно упомянуть и технические состояние Disco Elysium: The Final Cut на консоли PlayStation 5. Адаптация игрового процесса под реалии геймпада прошла достаточно успешно — взаимодействовать с миром через правый и левый стики более чем удобно. С визуальной стороны порт также вопросов не вызывает — игра работает в 4K-разрешении при 60 кадрах в секунду и не страдает излишними просадками. К сожалению, на запуске The Final Cut буквально утопала в небольших, но неприятных технических ошибках, причем некоторые прямо препятствовали естественному процессу прохождения. К счастью, к настоящему моменту, после серии патчей, почти все из них были исправлены.

Принимая во внимание написанное выше, любые тривиальные положительные характеристики в сторону дебютного игрового творения ZA/UM будут звучать попросту неубедительно. Но если вам нужна простая рекомендация, то попробовать Disco Elysium действительно стоит, хотя бы ради того, чтобы удовлетворить свое любопытство.

О любви и коммунизме: Обзор Disco Elysium: The Final Cut — одной из самых интересных игр последних лет

О любви и коммунизме: Обзор Disco Elysium: The Final Cut — одной из самых интересных игр последних лет О любви и коммунизме: Обзор Disco Elysium: The Final Cut — одной из самых интересных игр последних лет

Безграничная, словно душа алкоголика, Disco Elysium остается одной из самых искренних, трогательных и проникновенных историй о болезненной ностальгии, коммунизме и настоящей любви.

О любви и коммунизме: Обзор Disco Elysium: The Final Cut — одной из самых интересных игр последних лет

О любви и коммунизме: Обзор Disco Elysium: The Final Cut — одной из самых интересных игр последних лет
О любви и коммунизме: Обзор Disco Elysium: The Final Cut — одной из самых интересных игр последних лет
О любви и коммунизме: Обзор Disco Elysium: The Final Cut — одной из самых интересных игр последних лет
О любви и коммунизме: Обзор Disco Elysium: The Final Cut — одной из самых интересных игр последних лет
О любви и коммунизме: Обзор Disco Elysium: The Final Cut — одной из самых интересных игр последних лет
О любви и коммунизме: Обзор Disco Elysium: The Final Cut — одной из самых интересных игр последних лет
О любви и коммунизме: Обзор Disco Elysium: The Final Cut — одной из самых интересных игр последних лет
О любви и коммунизме: Обзор Disco Elysium: The Final Cut — одной из самых интересных игр последних лет
О любви и коммунизме: Обзор Disco Elysium: The Final Cut — одной из самых интересных игр последних лет
О любви и коммунизме: Обзор Disco Elysium: The Final Cut — одной из самых интересных игр последних лет
О любви и коммунизме: Обзор Disco Elysium: The Final Cut — одной из самых интересных игр последних лет
О любви и коммунизме: Обзор Disco Elysium: The Final Cut — одной из самых интересных игр последних лет
О любви и коммунизме: Обзор Disco Elysium: The Final Cut — одной из самых интересных игр последних лет
О любви и коммунизме: Обзор Disco Elysium: The Final Cut — одной из самых интересных игр последних лет
О любви и коммунизме: Обзор Disco Elysium: The Final Cut — одной из самых интересных игр последних лет
О любви и коммунизме: Обзор Disco Elysium: The Final Cut — одной из самых интересных игр последних лет
О любви и коммунизме: Обзор Disco Elysium: The Final Cut — одной из самых интересных игр последних лет
О любви и коммунизме: Обзор Disco Elysium: The Final Cut — одной из самых интересных игр последних лет
О любви и коммунизме: Обзор Disco Elysium: The Final Cut — одной из самых интересных игр последних лет
О любви и коммунизме: Обзор Disco Elysium: The Final Cut — одной из самых интересных игр последних лет
О любви и коммунизме: Обзор Disco Elysium: The Final Cut — одной из самых интересных игр последних лет
О любви и коммунизме: Обзор Disco Elysium: The Final Cut — одной из самых интересных игр последних лет
О любви и коммунизме: Обзор Disco Elysium: The Final Cut — одной из самых интересных игр последних лет
О любви и коммунизме: Обзор Disco Elysium: The Final Cut — одной из самых интересных игр последних лет

Источник




Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *